Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихсяСтраница 3
Процесс обучения связан с общением. Благодаря общению происходит управляемое познание, усвоения опыта предыдущего опыта людей, воспроизведение конкретной деятельности. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общения нарушен. По мнению Р. М. Боскис, препятствием к речевому общению являются нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитие слухового восприятия является источником накопления словарного запаса, что расширяет возможности речевого общения.
А речевое общение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса, речевому и общему развитию детей (№7, с. 11). Дети с недостатками слуха овладеваю приёмами речевого общения в ходе специального обучения. Отечественный психолог и дефектолог Ж. И. Шиф (№ 39. с. 60) отмечала, что школьник, приобретая возможность общения с окружающими, изменяет отношение к языку. Грамматические ошибки, бедненность словарного запаса, нарушение внятности произношения – все это мешает его общению. У школьников появляется сильное стремление преодолеть эти недостатки.
Овладение речевым общением зависит от ряда причин и условий:
· Состояние слуха (чем сохраннее слух, тем выше степень овладения речевым общением самостоятельно);
· Уровня развития речи (чем выше уровень развития речи, тем успешнее речевое общение);
· Антиципации (чем выше речевое развитие, тем выше прогнозирование, встречная речевая активность в общении);
· Использования звукоусиливающей аппаратуры
· От степени квалифицированности учителя .
Особенностью специального обучения является организация практики речевого общения. С этой целью в школе обеспечиваются максимальные условия для организации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима в учебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, с воспитателем, персоналом школы (библиотекарь, медицинские работники, няни, повара, и т. д.), со слышащими родителями. Для этого используются плакаты, таблички на наборных досках, где приводятся образцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.
Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешному развитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развития речи: чем меньше степень сохранности слуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого общения.
Как считает Л. В. Нейман: «Обогащение словарного запаса способствует повышения уровня понимание речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестных слов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятию речи на слух. Чем большим словарным запасом обладает ребенок с нарушенным слухом, тем большая часть слышимой им речи оказывается доступной для ее осмысления» (№34,с. 28).
От уровня развития речи зависит успешное овладение грамматическим строем языка. Под влиянием планомерного целесообразного развития речи улучшается анализ и синтез слышимой речи, способность вычленения фонем для их дифференциации, совершенствуется степень доступности восприятию предъявляемой речи.
Развитие речи оказывает влияние на кинестезию, благодаря чему совершенствуется подражательная способность к произношению и самопроизношению, в свою очередь развитие речи, положительно сказывается на чтении с губ (№34, с. 28).
Чтение с губ, по мнению Ф. Ф. Рау, помогает дополнять слуховые впечатления. Сравнивать свое произношение с произношением других. Окружающих людей, достигать нужного уклада речевых органов для отдельного звука речи и произношения в целом. Чтобы зрительное восприятие было продуктивным. Необходим достаточный запас слов. Таким образом, чтение с губ тесно связано с развитием речи (№41, с. 11).
Взаимодействие речи и слуха находит отражение в произносительной стороне речи. В. И. Бельтюковым (№3, с. 25) выявлено, что произношение у детей с нарушенным слухом зависит от уровня сохранности слуха, от степени трудности произношения фонем и акустических характеристик. Был выявлен ряд особенностей связи произношения со слухом: чем лучше развит слух, тем меньше дефектов произношения; нарушение слуха меньшее влияние оказывает на произношение гласных, чем согласных звуков, так как они (гласные) лучше воспринимаются на слух; легче исправляются дефекты тех фонем, которые воспринимаются на слух (№3, с. 27).