Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихсяСтраница 24
К концу школьного обучения (XII класс) некоторые ученики воспринимают на слух до 50% предъявленных слов. Как правило, эти школьники обладают высоким уровнем развития речи. Однако для большинства учащихся характерны средние показатели, т. е. не менее 20% правильных ответов. Кроме того, имеются ученики, которые воспроизводят точно или близко к образцу лишь небольшую часть контрольных слов.
Но главным результатом проводимой работы, соглашаясь с Е. П. Кузьмичевой, мы считаем то, что все учащиеся, независимо от состояния тонального слуха и уровня развития устной речи, оказываются в состоянии воспринимать с помощью слухового аппарата на слух часть слов (точно или приближенно), которые не включались в слуховые упражнения. Это свидетельствует о качественном изменении слуховой функции глухого под влиянием целенаправленной слуховой тренировки (№20, с. 21).
Таким образом, правильно организованная работа по развитию слухового восприятия глухих учащихся способствует расширению сенсорной основы формирования их устной речи, созданию слухоречевой системы, что позволяет значительно интенсифицировать весь учебно-воспитательный процесс. Возможность активного привлечения развивающегося слуха при восприятии устной речи и ее воспроизведении становится базой для решения важных задач повышения уровня образования глухих школьников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Целью данной работы мы ставили – раскрыть особенности формирования речевого слуха в зависимости от остаточного слуха, пути и условия эффективности работы в этом направлении, технологию развития слухового восприятия у неслышащих и слабослышащих детей.
В ходе работы над данными проблемами нам удалось ответить на поставленные задачи:
- раскрытие методологических основ формирования речевого слуха и развития слухового восприятия; определение сущности содержания процесса развития слухового восприятия речи; определение оценки остаточной слуховой функции у глухих с точки зрения перспектив ее развития и использования для восприятия речи на слух.
Нами теоретически и экспериментально изучалась возможность восприятия речи на слух неслышащими учащимися и роль развивающегося речевого слуха в формировании и развитии речи. Исследование основывалось на выявлении и оценке остаточного слуха глухих с точки зрения перспектив его развития и использования для восприятия им речи на слух. При этом учитывались отоаудиологические данные: тип поражения слуховой функции и характер заболевания органа слуха.
Актуальность исследования определялась исключительно важной ролью слуха, даже глубоко пораженного, в формировании устной речи неслышащего школьника.
Известно, что одним из наиболее важных средств характеристики остаточного тонального слуха является тональная пороговая аудиометрия (при условии квалифицированного ее получения и правильной интерпретации). При оценки результатов проведенного нами эксперимента, прежде всего, рассматривались данные состояния тонального слуха испытуемых школьников.
Результаты, полученные в экспериментальном обучении глухих школьников, показали, что в условиях системы работы по развитию слухового восприятия можно у всех глухих детей, в не зависимости от степени и характера снижения тонального слуха, сформировать речевой слух.
Одной из предпосылок, позволяющей глухого максимально приблизиться к условиям естественного общения, является применение индивидуальных слуховых аппаратов.
Полученные результаты свидетельствуют о возможности развития слуховой функции и слухового восприятия у глухих и открывают новые перспективы дифференцированного подхода к обучению глухих с различной степенью нарушения тонального слуха.
Исследование по развитию и использованию остаточного тонального слуха у глухих в сочетании с проведением комплекса других исследований, направленных на интенсификацию процесс развития и обучения глухих детей, позволит лучше решать важные задачи повышения уровня общего образования и трудовой подготовки глухих и тем самым лучше готовить их к жизни и труду в обществе.