Роль остаточного слуха в развитии слухового восприятия у неслышащих учащихсяСтраница 12
1.2.4. Степень снижения слуха.
В большинстве случаев при нарушениях слуха понижается слуховая чувствительность. При этом ребенок в зависимости от степени нарушения слышит только звуки средней ли большой громкости.
В этих случаях имеет место тугоухость. Важную роль играет также расстояние, с которого ребенок слышит звуки, поскольку звук ослабевает с увеличением расстояния между источником звука и слушающим. При больших потерях слуха ребенок слышит только очень громкие звуки на близком расстоянии (глухота). Важно помнить, что полная глухота встречается крайне редко. Даже при очень большой потере слуха ребенок слышит громкие низкочастотные звуки (звук барабана, стук в дверь) (№15. с. 66).
Для оценки степени снижения слуха используется понятие порог слуха – минимальный уровень звука, который слышит человек. При определении степени слуховых потерь оценивают пороги слуха на тоны разной частоты. Эта процедура называется аудиометрией.
Степень снижения (потери) слуха, или степень тугоухости , определяется как среднее арифметическое значение тональных порогов слуха по воздушной проводимости в диапазоне основных частот речи. В международной классификации степень потери слуха оценивается в основном речевом диапазоне 500 – 4000 Гц, при этом оцениваются средние пороги слуха для тонов 500, 1000, 2000, 4000 Гц.
В зависимости о степени снижения слуха выделяют I, II, III, IV степени тугоухости и глухоту. В представленной нами таблице приведены характеристики слухового восприятия при разной степени снижения слуха в соответствии с международной классификацией:
Таблица 1.
Слуховое восприятие при различной степени снижения слуха.
Степень снижения слуха | Средние пороги слуха, дБ | Восприятие разговорной и громкой речи | Восприятие шепотной речи |
I | 26 – 40 | 6 – 3 м | 2 м – у уха |
II | 41 - 55 | 3 м | Нет – у уха |
III | 56 - 70 | Громкая речь у уха | нет |
IV | 71 - 90 | Крик у уха | нет |
Глухота | >91 | 0 | нет |
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИУ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ.
2.1.Из истории механизма слухового восприятия речи.
Проблема развития слухового восприятия у глухих имеет свою долгую историю.
Первые упоминания о том, что многие глухие сохраняют остатки слуха, которые можно развивать специальными упражнениями, относятся к древнему миру. Попытки развития остаточного слуха у глухих отмечались в средние века и в эпоху Возрождения. Однако движение за развитие у глухих остаточной слуховой функции подлинное свое начало берет со знаменитых опытов, которые предпринял врач парижского института глухонемых Ж. Итара в самом начале прошлого столетия (№42, с. 81). С тех пор интерес к остаточному слуху, перспективам его развития и использования в процессе обучения глухих волнообразно возрастал и падал под влиянием тех надежд и разочарований, которые были связаны с новыми успехами в этой области, их реальным значением, переоценкой и недооценкой.