Парацельс (1493 - 1541) - основатель ятрохимииСтраница 9
В возрасте двадцати лет в 1890 году он был назначен сотрудником Архивов Гете в Веймаре. С.Ж. Шроер добился, чтобы Штайнеру доверили публикацию "Научных трудов Гете". В течение семи лет молодой Штайнер беспрерывно работал в Веймаре. Он многим обязан Гете:
"Мои духовные знания укреплялись бы значительно медленнее, если бы судьба не подарила мне четвертую задачу. Я смог следовать при этом только моему духовному опыту и описывать его так, как мне это представлялось. Я мог бы погрузиться в духовный мир и более быстро. Однако, испытывая напряжение постоянной борьбы, я не видел возможности дойти до самых глубин самого себя. В течение всего периода работы над комментариями Гете он все время присутствовал в моем сознании, как будто беспрерывно меня предупреждал и говорил мне: "Кто слишком быстро продвигается по духовному пути, тот, вполне вероятно, сможет завершить его с частичным духовным опытом, однако он будет не в силах извлечь из жизни все то богатство, которое она содержит".
Космическое сообщество
В ходе человеческой эволюции прогресс в смысле "мультидисциплинарных возможностей" - синоним отказа от животного происхождения человека. Рудольф Штайнер присоединяется здесь к современным исследованиям, считая, что человек не мог произойти от обезьяны. Но и человек, и обезьяна произошли от одного общего и неизвестного предка. Однако Штайнер идет еще дальше, провозглашая, что этот "Предок", подобно пассажиру воздушного шара, выбрасывающего балласт, чтобы не разбиться о землю, - отбросил все субстанции, все миры: минеральный, растительный и животный - для того, чтобы избежать отвердения, раздробленности на части, специализации и сохранить в себе "божественную искру", которая возникает при сотворении из совокупности универсов.
Таким образом, в соответствии с подобным антропософическим видением, человек сохранил некоторые характеристики из всех миров, отбросив сами эти миры. Следовательно, генетически он связан со всеми теми, кто ему предшествовал в ходе эволюции.
Человек принадлежит к космическому сообществу и, в частности, к сообществу земному. Он не может существовать за пределами этого сообщества. Идея марксизма, включающая в себя всеобщий макрокосмос, переходит в таком случае в область реальности, знания и, как следствие, в область медицины. Не существует чисто человеческой медицины, но существует медицина всего универса.
Театр души и болезни
На первый взгляд человек представляется нам как нечто единое. При более внимательном подходе это первое впечатление сменяется понятием полярности между областью головы - с одной стороны, и областью членов и пищеварительных органов - с другой.
В полюсе головы - высшем полюсе, сконцентрированы органы чувств: глаза, уши и т.п. Все здесь уравновешено, спокойно, резкое движение головы покажется нам ненормальным, патологическим и может быть причиной нарушений, как, например, в случае сотрясения мозга.
Внизу, в полюсе обмена и движения, совершенно иные условия: тенденция установленного порядка уступает здесь движению. Внутренние органы округлены, их контуры смягчены. Преобладает мускулатура, очертания которой напоминают формы текущей воды. Все предназначено для функции движения.
Печень, мочевой пузырь, желудок, кишечник и даже мочеточники обладают интенсивной перистальтической активностью и пересекаются различными течениями. Отдых, какое-либо состояние статики тут же подвергают жизнь опасности.
В этом пищеварительном полюсе человек атакуется грубыми субстанциями. Переваривая пищу и разжимая ее, он разрушает ее структуру.
В итоге он осуществляет метаболизм, обмен, движение. Это сопровождается значительным выделением теплоты.
Если все в нейросенсорном полюсе есть сознание, бдительность, восприятие внешнего мира, то в метаболически-мускульном полюсе мы находим жизнь вегетативную, несознательную, лишь обрисованную. Любое проникновение сознания в эту область является патологическим и немедленно проявляется спазмами и болью. Неусыпное сознание, бдительность и, в конечном итоге, наша мысль (которая поддерживается нейро-сенсорной системой) сопровождают процессы деградации, которые происходят в ущерб нашему организму. Наша непроизвольная деятельность, напротив, опирается на конструктивную, регенеративную функцию полюса движений и обмена.