Парацельс (1493 - 1541) - основатель ятрохимииСтраница 1
ПАРАЦЕЛЬС (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон ГОГЕНГЕЙМ) (1493 - 1541) - швейцарский врач и астролог, профессор университета. Родился в Швейцарии. Этот знаменитый врач-естествоиспытатель прожил недолгую жизнь, всего 48 лет. Но за этот срок сумел прославиться в веках, прежде всего правилом дозирования лекарств, которое сам вывел и установил. Несмотря на то, что к 1515 году Парацельс только получил звание врача, он был уже знаменит в Европе, а врачебно-философские постулаты лекаря, типа - задача доктора в том, чтобы притупить страдания и путем долгих опытов найти для страдальца избавление - абсолютно не признавались его коллегами по всему миру. Врачеватели XVI века отказывались верить в лекарства, полученные химическим путем, и по старинке использовали лишь лекарственные травы. И еще, Парацельс запомнился человечеству, как один из основоположников ятрохимии: он отвергал учение о четырёх соках в организме человека и считал, что всё происходящее в нём, это химические процессы. Выделял лекарства из растений, развил новое представление о дозировке лекарств и использовал для лечебных целей минеральные источники. Пожалуй, никто не помнит, что Парацельс был тем первым, кто изобрел таблетку. С тех времен, таблетка слегка трансформировалась и деформировалась, но все же увлажнять и прессовать порошок придумал Парацельс. Парацельс всю сознательную жизнь и врачебную практику посвятил пропаганде гигиены и чистоты, будучи уверенным, в том, что мыло, которое, к слову сказать, именно он и начал варить первым, может не только уничтожить болезнетворные бактерии и очистить тело, но и стать настоящей панацеей от бушевавшей во времена Парацельса чумы. Первым, заговорив о гигиене, Парацельс убеждал непросвещенную, потную и грязную общественность в пользе принятия ванн. Потеряв сына и жену, будучи сам тяжело больным чумой Парацельс продолжил свои опыты в ядрохимии, естествоиспытатель был уверен, что правильное дозирование лекарств полученных химическим путем - это будущее науки. В этом, да и в остальном он оказался правым! Парацельс в посмертной записке написал всего три слова: борьба, жизнь, разум. Медицина и фармация эпохи Возрождения, как и все естествознание того времени, характеризовались решительным устремлением к опытному знанию.
С начала XVI века умозрительная алхимия стала постепенно вырождается. Новых произведений не появлялось, зато получали широкое распространение легенды о могуществе алхимиков прежних веков. Хотя алхимия и сохраняла своё название, в ней все большее и большее значение приобретали практические направления, связанные с ремесленным производством, перерастающем в мануфактуры. Развитие ремесел было более надежным способом накопления богатств, чем туманные обещания алхимиков добиться превращение любого металла в золото. При этом и короли, покровители ремесленников, и сами ремесленники, объединявшиеся в цехи, стали понимать, что очень важно точно описать процесс так, чтобы его можно было воспроизвести. С появлением в XVвеке книгопечатания стали издаваться книги, в которых металлурги, стеклодувы, гончары делились своими профессиональными секретами.
В борьбе за создание лекарств на основе точных химических знаний зародилась новая наука, получившая название ятрохимия.
Ятрохимия - это направление в медицине, возникшее в начале XVI века в Западной Европе. Его представители рассматривали процессы в организме человека как химические явления, болезни как результат нарушения химического равновесия.
Появление ятрохимических идей связано условиями жизни при феодализме. Голод, как следствие войн и неурожаев, был причиной эпидемий чумы, проказы, сифилиса, оспы. Во всемирной истории эпоха ятрохимии совпадает с периодом упадка феодализма. Алхимическая вера во всемогущество философского камня в это время отодвигается на второй план. Руководящим началом в изысканиях ятрохимиков становятся служение медицине, борьба с болезнями с помощью химических средств. В период ятрохимии с особой силой проявилась тенденция использования химических знаний в медицинских целях. Зарождение и развитие ятрохимии, получившей наибольшее распространение в Германии и Нидерландах, связано с деятельностью Парацельса. Именно он сформировал основные ее положения. Есть люди, жизнь и дело которых подобно прямой линии: четки и устремленьи к единой цели. Но есть и другие. Путь их извилист и труден. Они переросли свое время. Они начинают разрушать то, что долгое время казалось правильным и незыблемым. Эти люди еще не смогли окончательно стряхнуть со своих плеч груз прежнего прошлого, он замедляет их шаги, а иногда сбивает с дороги. Современникам они представляются странными и загадочными, мнения о них разноречивы. У них немало сторонников и не меньше врагов. Таков Парацельс. Настоящее его имя Филипп Ауреол Теофраст Вомбаст фон Гогенгейм. Он родился в ноябре 1493 года в Эйнзидельне, в Швейцарии. В ранней юности Парацельса обучал наукам отец, Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм, происходивший из обедневшего рыцарского немецкого рода. Он преподавал сыну основы алхимии, хирургии и терапии. Парацельс всегда чтил память своего отца и отзывался о нем очень тепло - не только как об отце, но и как о друге и наставнике. Продолжил учебу он у монахов в школе Лавантарского монастыря св. Андрея, в том числе у знаменитого чернокнижника Иоганна Тритемиуса, а также у алхимика Сигмунда Фуггера в Тироле. В 1510 году Теофраст поступил в Феррарский университет на медицинский факультет (Италия). Пребывание в Ферраре оказало большое влияние на формирование характера и мировоззрения Теофраста. Здесь он провел юношеские годы, когда особенно был обострен интерес к окружающим общественным явлениям, а социальные и научные идеи воспринимались как откровение. В Ферраре он познакомился с великолепными произведениями искусства, с гуманистическими тенденциями в науке и получил первые уроки свободного отношения к авторитетам, которым схоластическая наука предавала роль непогрешимости. Во время учебы Теофраст посещал соседние университеты Падуи и Болоньи и принимал активное участие в студенческой жизни. В Ферраре же из желания греколатинизировать свое родовое имя он присоединил к нему прозвище Парацельс, т.е. «подобный Цельсу.» Парацельсу, как иностранцу и бедняку, приходилось жить в бурсе (общежитие для студентов), печально известной голодным житьем и жестокими нравами. Медицина Галена, обновленная сочинениями Авиценны и других арабских ученых, преподавалась, в то время как церковная догма. Теофраст обладал глубокими знаниями трудов арабов и древних, Галена же он изучил столь досконально, что мог наизусть цитировать нужные места из его сочинений. Однако схоластическое преподавание наук вызывало у него бессильный протест. Окончив обучение, доктор Теофраст фон Гогенгейм начал свое многолетнее странствование. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России; считают, что он даже посетил Индию, когда был пленен татарами и доставлен к хану, сына которого впоследствии сопровождал в Константинополь. В своих странствованиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и от общения с цирюльниками, пастухами, повитухами и предсказателями. Парацельс черпал знания от великих и от малых, у ученых и среди простонародья. Проведя в скитаниях десять лет, то, применяя на практике искусство врача, то, преподавая, по обычаю тех времен - алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился в Германию. В 1526 году Парацельс был приглашен профессором физики, медицины и хирургии и городовым врачом в г. Базель. Лекции он читал на немецком языке, а не на латыни, что тогда было неслыханной дерзостью, выступил решительным новатором и яростным противником прежней медицины и даже сжег публично сочинения Галена и Авиценны. Он смело пропагандировал новую медицину, основывающуюся не на авторитетах, а на опыте и знаниях. Его лекции привлекали множество слушателей, Парацельс приобрел широкую известность, но в тоже время резкие и грубые выходки ученого породили много врагов среди врачей и аптекарей. Занимая должность главного городского врача, он обратился в Совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли аптекари знают свое дело, и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Как и следовало ожидать, этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей, увеличив число своих недоброжелателей. Через 1,5 года Парацельсу пришлось покинуть Базель и снова начать прежнюю бродяжническую жизнь. Несколько лет он странствовал по Эльзасу, Германии и Швейцарии и, наконец, поселился в 3льцбурге, где нашел могущественного покровителя в лице епископа Рейнского. Здесь он и умер в 1541 году. Характер Парацельса представлял собой оригинальную смесь благородства и наглости, светлого ума и грубейшего суеверия. Парацельс как человек был неуравновешенной личностью. Он предавался пьянству, временами страдал манией преследования, любил неологизмы и сквернословия, верил во влияние звезд и талисманов. И между тем, этот человек был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он произвел в медицине революцию.С точки зрения интересов, направленности мышления и деятельности, Парацельс был естествоиспытателем. Он стремился познать природу, ее тайные силы, и с помощью этих знаний изменять природу, в первую очередь, природу самого человека, чтобы победить силу болезней. Развиваясь в этом направлении, Парацельс понял глубокую связь медицины и химии, и не только провозгласил это, но и поставил перед собой задачу: на этой основе переделать все врачебное дело.Он впервые ясно и просто показал, что процессы, совершающиеся в живом организме, «суть химические процессы, и химии суждено сыграть огромную роль в решении проблемы здоровья человека». Парацельс одним из первых показал ложность пути алхимии, он попытался создать новую науку ятрохимию — химию, подчиненную медицине и занимающуюся отысканием, исследованием и изготовлением лекарств. «Химия - один из столпов, на которые должна опираться врачебная наука. Задача химии не в том, чтобы делать золото и серебро, а в том, чтобы готовить лекарства» - говорил Парацельс. При этом, однако, он придерживался воззрения Василия Валентина о том, что в живом теле участвуют «элементы», входящие в состав всех тел природы, а именно - сера, ртуть и соль. В здоровом организме они находятся в известном равновесии, а если же один элемент преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают различные заболевания. Так, преобладание серы в организме вызывает лихорадку и чуму; преобладание соли - водянку и расстройство желудка, избыток ртути — параличи.