История развития офтальмологииСтраница 2
Так, к 2500г. до н.э. относится письменный древнеегипетский документ, где впервые упоминается слово, переводимое как врач, специализирующийся на лечении обеих глаз.
Первое упоминание имени египетского врача-офтальмолога относится ко времени правления фараона VI династии Пепи I, а это примерно 2300 г. до н.э. В 1926 году во время археологических раскопок вблизи пирамиды Хуфу (Хеопса) была обнаружена похоронная стела (рис.1), извлеченная еще в древности из пока не найденной гробницы. Из иероглифической надписи (рис.2) следует, что на стеле изображен придворный врач Ири, имевший следующие специальности (в современном звучании): офтальмолог, фармацевт, гастроэнтеролог и проктолог. Упоминание имени фараона Пепи 1 позволяет довольно точно установить дату создания этой стелы, так как фараоны VI династии правили в период с 2423г. по 2280г. до н.э. Это уникальное документальное свидетельство дает основание полагать, что, по крайней мере, в середине III тысячелетия до н.э. уже существовало четкое разделение практики врачевания по отдельным специальностям, среди которых находилась и офтальмология. Еще одним документальным свидетельством является рельеф гробницы Ипуи (XX династия) в Дейр эль Медине (гробница № 217), наглядно демонстрирующий, каким образом могли быть получены "производственные" травмы при строительстве здания.
Рисунок 1. Похоронная стела придворного врача Ири, найдена близ пирамиды Хеопса
Рисунок 2. Иероглифический текст на похоронной стеле Ири
Рисунок 3. Рельеф гробницы Ифуи, Дейр эль Медина.
Сцена первая: врач "С" удаляет постороннее тело, попавшее в глаз работника "А". Предположение о том, что "С" является врачом, можно сделать на том основании, что удаление соринки из глаза совершается профессионально с помощью кисточки. Не случайно рядом с врачом изображен сосуд, видимо, при этой процедуре использовалась вода или какая-то жидкость.
Сцена вторая: работник "С" роняет свой молоток на ногу другому работнику "А" и, по всей видимости, наносит ему травму. При этом строительная пыль попадает в глаз работника "В". Сцена третья: видимо, врач "Е" устраняет вывих руки строителя "F".
К теме данного очерка можно отнести и изображения на стенах гробниц "людей, которые видят темноту среди бела дня," - слепых музыкантов, развлекающих знатных вельмож (пример: гробница Нахта, жреца и астронома). Эти изображения свидетельствуют, что люди, потерявшие зрение, имели возможность оставаться нужными обществу.
Сведения о выдающихся достижениях древнеегипетских офтальмологов сохранились в переписке фараонов с хеттскими царями. Так, в связи с болезнью глаз хеттского царя Хаттусилиса III фараон Рамсес II в своем письме сообщает, что он посылает "хорошее медицинское средство" с послом Пирихнова. Из этого письма известно, что часть пути до дворца царя соседнего государства Амурру Бентешины посла Пирихнову будет сопровождать египетский колесничий, а оттуда до дворца Хаттусилиса - представитель аравийского племени амореев. (А).
Особо следует отметить, что примерно к XV веку до н.э. относится письменное свидетельство, которое может быть расценено как внедрение во врачебную практику офтальмологов элементов магии. Это гимны богу Амону (Лейденский папирус), в которых звучит призыв полагаться на всемогущество бога Амона и отказаться от каких-либо лекарств при лечении глазных болезней.
В составленном намного позже (II век н.э.) Лондонско-Лейденском магическом папирусе приведен всего один случай лечения болезни глаз, но в нем наряду с рациональными рекомендациями предписывается произнесение определенного магического заключения. Описание этого папируса и офтальмологического рецепта приведены в Приложении № 3.