Газета Завтра 862
Страница 42

Потому и учение о государстве, которое выдвигал Эвола, предполагало преодоление чисто человеческого элемента. Создание "нового человека" апеллировало не к массе, но к форме элиты-ордена. Основываясь на идеях Платона и даосизма, Эвола считал, что повелевать должны только те, кто обладает подлинной духовностью. Крайне далёкий от сегодняшнего дня ориентир.

Зигзаги парламентской демократии Эволе были тотально чужды, он никогда не принимал участие в выборах, далёк был и от партийной политики. В мире победившего либерализма Эвола не призывал к действию, его выбор — "аполитея" — тотально далёкая от политики позиция зрелого мыслителя.

Для Эволы главное — идеи и принципы, а не институты.

Интересны тексты и фигуры, повлиявшие на идеи Эволы. "В духовном и философском плане он избирает курс, всецело отличный, от того коим следует большинство сегодняшних интеллектуалов, чей путь проходит от Декарта к Гегелю, Марксу, Сартру и франкфуртской школе. Курс Эволы был таков: Платон, Сенека, Спиноза, Вико, немецкий идеализм, де Бональд, де Местр, Доносо Кортес, Ницше, Вейнингер, Шпенглер и Михельштедтер". Плюс — Артуро Регини и Рене Генон.

Принципиальный момент: "Эвола хотел выстроить единое, взаимосвязанное и поэтому неумолимое мировоззрение, которое включило бы все эти элементы и вело к целостности. Благодаря такой внутренней согласованности почти невозможно удалить один элемент и заменить его более "приемлемым". Один момент логически приводит к следующему, вынуждая либо принимать, либо отвергать это мировоззрение целиком".

Для Эволы современность тождественна упадку, он неуклонно подчёркивал неснимаемое противоречие между нашей реальностью и миром Традиции.

Не случайно одна из главных работ носит название "Восстание против современного мира" — также некоторые исследователи и последователи именуют жизненный и творческий путь Юлиуса Эволы.

"Эвола утверждает, что мир пребывает не в состоянии постоянного совершенствования, но скорее, в процессе нарастающего упадка. Причина такого положения дел — в возрастающей десакрализации жизни и истории. Священное, которое пронизывало и возвышало каждый аспект жизни в традиционном мире, от семьи до государства, было полностью утрачено и заменено чисто экономическими отношениями, повлекшими за собой небывалую механизацию и стандартизацию".

Главное острие критики Эволы было направлено на буржуазный мир во всех его проявлениях: "Именно бюргер повинен в том, что сегодня утверждение, которое посчитали бы ересью в иные, нормальные времена, представляется самой естественной вещью в мире: я имею в виду утверждение о том, что экономика есть наша судьба и предназначение, что прибыль суть цель всей нашей жизни, а сделки и торговля являются "деянием". Это на совести бюргера превращение всякой ценности в представления о доходности, преуспевании и комфорте, в единицы спекуляции, спроса и предложения, которые ныне составляют суть нашей цивилизации".

Несмотря на некоторые наивные ярлыки, взаимоотношения Эволы с консервативно-революционными режимами и их идеологами были более чем непросты. Характерный выпад против Розенберга — "Современный парадокс: расистское язычество = либеральное просвещение". Эвола критически отмечал наличие в этих движениях множества идолов современности, вроде апологии науки и ориентации на количественный принцип. Кстати, благодаря создателям серии "Библиотека расовой мысли" можно ознакомиться с работами фактических оппонентов Эволы, правых биодетерминистов. И надо заметить, давняя полемика актуальна и по-прежнему имеет место быть среди политических нонконформистов.

[19]

Андрей Фефелов МОСКВА. ПАРАД. 2037 ГОД

Культура, которая много лет жила "в предчувствии гражданской войны", постепенно переключается в другой, небывалый регистр. Россия, вступая в зону турбулентной нестабильности, озабочена не столько проблемами выживания и социальной амортизации, сколько принципиально новым этапом существования. Катастрофичность окружающей действительности уже никого не пугает и не вдохновляет. Полёт в чёрном грозовом небе среди блеска молний и вселенских гулов — стал для нас суровой повседневностью. Россия готовит себя к следующему этапу, она из бесконечных альтернатив грядущего выискивает для себя посадочную полосу. И это не затерянный в тайге крохотный запасной аэродром для аварийной посадки. Это континентальная магистраль или, как говорил архитектор Пчельников, — "Евразийский Бродвей".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44