Интернет–зависимость – выдумка или болезньСтатьи / Компьютер и здоровье / Интернет–зависимость – выдумка или болезнь
Интернет, как и все в жизни, имеет две стороны – черную и белую. Помимо преимуществ, Интернет принес определенные неудобства. Зло, порожденное Сетью, – это не только порносайты, куда любят заглядывать наши несовершеннолетние дети, или нарушение авторских прав при создании электронных библиотек и архивов с музыкальными записями. Для некоторых Интернет стал еще одним видом наркотика, по силе своего действия и привязанности не уступающим алкоголю или никотину.
Сейчас медики обсуждают вопрос, не расширить ли раздел Международной классификации болезней, касающийся болезней зависимости. Пока в него входят наркомания, алкоголизм и табакокурение. В последние годы сюда добавились лекарственная зависимость и обжорство. Теперь речь идет и о виртуальной наркомании.
Эта проблема последнее время волнует представителей многих профессий. Об интернет–зависимости говорят психологи, возмущенные педагоги и родители, забытые мужья и жены. Исследователи Интернета, ученые и средства массовой информации говорят и пишут об этом негативном явлении, которое возникло при проникновении Интернета в повседневную жизнь. Интернет–зависимость определяется психологами как навязчивое желание выйти в Сеть и подольше там оставаться.
Первыми с проблемой интернет–зависимости столкнулись американские психотерапевты. К ним за консультацией обратились несколько крупных корпораций, которые стали замечать ухудшение работы проверенного годами персонала. При этом формально дисциплина была на высоком уровне, сотрудники засиживались в офисе после окончания рабочего дня и почти все время проводили за компьютерами. После внимательного анализа поведения пользователей выяснилось, что их притягивал Интернет.
Наиболее подробно эту проблему исследовала доктор Кимберли Янг, профессор психологии Питтсбургского университета, автор книги «Пойманные в Сеть». Доктор Янг назвала интернет–зависимость интернет–аддикцией. Кимберли Янг выделяет пять основных типов интернет–зависимости:
♦ киберсексуальную зависимость (влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом);
♦ пристрастие к виртуальным знакомствам;
♦ страсть к онлайновым азартным играм;
♦ бесконечный серфинг по сайтам и поиск информации;
♦ пристрастие к компьютерным играм.
Сеть предлагает уникальную среду, которой нет аналога в реальном мире. В случае интернет–зависимости большинство преимуществ, привнесенных Интернетом в жизнь людей, превратились во зло. Простой доступ к огромным хранилищам информации, упрощенная процедура поиска – все это является подспорьем для студентов, ученых, полицейских, да и обычных граждан. Однако это же стало одним из видов болезненной привязанности к Интернету. Поиск нового действительно бесконечен и чреват информационной перегрузкой – ситуацией, когда человек не может спокойно воспринимать даже необходимую информацию.
Доктор Янг выделяет две группы среди интернет–зависимых – это помешанные на общении и помешанные на информации. При этом она называет следующие факторы, благодаря которым развивается интернет–аддикция:
♦ доступность информации;
♦ анонимность сетевого общения;
♦ подсознательное доверие к онлайновому общению;
♦ простота использования.
Возможность общения с людьми, которые находятся за сотни и тысячи километров, – еще одна уникальная возможность, предоставленная Сетью. Однако когда основной круг общения составляют виртуальные друзья, над этим следует задуматься. В виртуальном мире общаться проще – здесь можно сыграть, выдав себя за человека, которым вы хотели бы быть, но виртуальное общение, не ограниченное во времени, рано или поздно приводит к разочарованию. Бегство в виртуальный мир, в котором нет тирана–начальника, финансовых трудностей, страха перед будущим и проблем в отношениях с любимым человеком, становится все более сильной привычкой. Со временем возвращаться в реальность становится все трудней, а время пребывания в виртуальном мире не улучшает настроение, а, наоборот, приводит к серьезным психологическим проблемам и желанию снова погрузиться в этот кажущийся радужным и безбедным мир.
Большому испытанию подвергаются супружеские отношения, дружба, отношения с родителями и детьми. Временем, проведенным с реальными людьми, жертвуют во имя виртуального мира.
Строить реальные отношения гораздо сложнее – возникает множество проблем, которых в онлайновом мире нет. Рано или поздно может возникнуть вопрос – зачем тратить столько времени и сил на реальные отношения, если в виртуальной реальности все настолько проще.
Повсеместное использование Интернета на работе во время рабочего дня вначале в перерывах, а потом и вместо работы, проведение в Интернете всего свободного времени – это только этапы развития зависимости. Печальным итогом является абсолютная невозможность проводить время вне онлайна. Отсутствие возможности попасть в Интернет и заняться любимым делом, будь то общение, серфинг или онлайн–игры, приводит к депрессии, раздражительности и возникновению навязчивой идеи.
Часто, пытаясь как можно больше времени посвятить онлайну, интернет–зависимые пользователи посвящают этому время, отведенное для сна, и, как следствие, получают серьезные проблемы, связанные с физическим здоровьем и общим самочувствием.
Еще одной причиной сравнения интернет–зависимости с алкогольной или наркотической является то, что, как и начинающие наркоманы или алкоголики, интернет–зависимые люди уверены, что в любой момент могут отказаться от привычки проводить время в виртуальном мире.
К сожалению, это не всегда так.
Интернет–зависимость – это радость, эйфория, отсутствие контроля над временем при нахождении в Сети, а при отсутствии возможности попасть в виртуальную реальность – угнетенность, пустота и депрессия. Это может сопровождаться соматическими нарушениями – резью и сухостью в глазах, болью в спине и локтях.
Другими следствиями интернет–зависимости могут стать изменения в характере, игнорирование домашних обязанностей и общее безразличие.
Попадая в Сеть, человек проходит как минимум пять стадий общения с виртуальным миром. На первой стадии новичок только пытается чему–то научиться. На второй– человек, уже знакомый с Сетью, использует ее для работы и для развлечения. Третья, самая страшная стадия, – это когда Интернет становится всем, все время тратится на виртуальную жизнь, которой подчинено все в жизни реальной. На четвертой стадии наступает разочарование и временное возвращение в настоящий мир. Пятая – самая гармоничная стадия, когда пользователь прошел все этапы отношений с Интернетом и умеренно и разумно использует его возможности в работе и повседневной жизни. К сожалению, некоторые пользователи, оставшись на третьей стадии, становятся интернет–зависимыми.
Масштабы борьбы с интернет–зависимостью в США впечатляют. Большинство филиалов «Общества Анонимных Алкоголиков» открыли группы поддержки интернет–зависимых, причем существуют группы для родственников, желающих вернуть члена семьи в нормальную жизнь. Разработана программа 12 шагов, суть которой состоит в наполнении реальной жизни новым смыслом параллельно с уменьшением времени, проведенного в Сети. Признаком выздоровления считается, когда человек полностью контролирует время, проведенное в Сети.
Большинство психологов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, сам выбирает ее объект, которым может стать Интернет.
Нельзя обвинять в возникающих проблемах только Интернет. Неазартный человек вряд ли увлечется онлайновыми играми, а тот, у кого нет проблем в семье, вряд ли полюбит порносайты и кибер–секс. Для общительных людей сетевое общение станет дополнением к реальному, а не заменит его. Проблемы, всплывшие на поверхность благодаря Интернету, на самом деле лежат намного глубже. Интернет–зависимость – это только одно из их проявлений. Вполне возможно, что при отсутствии Интернета они просто приняли бы другую форму.
Для человека со здоровой психикой электронная почта и ICQ становятся только формой общения и удобным средством связи; если же у пользователя есть проблемы в общении с другими людьми, вполне может возникнуть зависимость, так как, придя в Сеть, всегда можно найти собеседника, пусть даже на один раз.
Несмотря на эти кажущиеся очевидными факты, в прессе регулярно появляются публикации о вреде Интернета. В качестве одного из аргументов приводят интернет–зависимость. Однако с таким же успехом можно вести речь о вреде кофе или автомобилей, которые, как и многое другое (в том числе и Интернет), принесли людям комфорт и приятные эмоции. Но испытание Интернетом смогли выдержать не все, превратив его из средства удобного доступа к информации в болезненную зависимость. Стоит подумать о том, что привело данных людей к этому, а не вешать на Интернет ярлык «наркотика» для современной молодежи.
Интернет предоставляет пользователям абсолютно уникальные возможности, недостижимые больше нигде.
Какой еще мир, кроме Интернета, можно так просто включить и выключить по собственному желанию? В каком еще месте можно каждый раз играть новую роль? Где еще можно забыть о мелочах, отравляющих реальную жизнь, найти собеседника и излить душу?
Работая в Сети, можно полностью ощутить бесконечность мира. Он весь перед человеком, можно побывать в любой стране или городе с помощью окна браузера. Однако не все понимают, что это только картинки, фотографии и слова. Глядя на них, вряд ли можно почувствовать красоту Ниагарского водопада, величие собора Святого Петра или изящество Эйфелевой башни.
Виртуальный мир – это только еще одна реальность, созданная людьми, – каждым для собственных целей. Кому–то он нужен для работы, другому – для общения. Не стоит забывать, что здесь, вне окна браузера, есть много не менее интересного, и только если, попадя в виртуальный мир, человек может с легкостью вернуться в настоящий, мир электронной почты и веб–сайтов будет по–настоящему интересным и полезным, а не приторным и надоевшим.
Факт, что дети проводят в Интернете много времени, огорчает большинство родителей. Сначала взрослые приветствовали появление Сети, полагая, что она – безграничный источник новых знаний. Вскоре выяснилось, что подростки не пользуются Интернетом для выполнения домашних заданий или поиска полезной информации. Вместо этого они общаются в чатах и играют в онлайновые игры.
Поддержание разумного равновесия между развлечениями и другими занятиями у детей всегда было испытанием для родителей; Интернет сделал это еще более трудной задачей. Общение в Интернете и интерактивные игры настолько затягивают детей, что они теряют ощущение времени. Несколько советов помогут детям не впасть в интернет–зависимость.
Прежде всего, стоит знать, каковы симптомы проявления интернет–зависимости и есть ли они у ребенка: влияет ли время, проведенное в Сети, на учебу и сон, есть ли у него достаточно друзей в реальном мире, не заменяют ли ему онлайновые игры реальную жизнь. Не менее важным фактором является количество времени, проводимого в Сети, – оно должно быть дозировано. Если у ребенка появляются признаки интернет–зависимости, не стоит категорически отлучать его от любимой игрушки – Интернета. Это не решит проблему. Стоит регламентировать общение с Сетью, установив время, допустимое для проведения в Сети. Компьютер должен находиться в гостиной или общей комнате – ни в коем случае не в комнате ребенка. Установив правила, родители не должны их нарушать. Если ребенок испытывает нездоровую тягу к Интернету, лучше обратиться к психологу. Любая зависимость, в том числе и интернет–зависимость, – это только один из видов проявления психологических проблем, которыми могут быть низкая самооценка, раздражительность и развивающаяся на фоне этого депрессия.
Если ребенок испытывает трудности в общении, нужно постараться помочь ему. Посещение секций, дополнительные занятия после школы могут частично решить проблему. Следует чаще приглашать других детей домой и ходить в гости к друзьям, у которых есть дети такого же возраста.
Увлечение онлайновыми играми нужно заменить реальными аналогами.
Не стоит забывать о специальных контролирующих программах, с помощью которых можно отслеживать, чем ребенок занимается в Сети.
Смотрите также
Микроцефалия
Микроцефалия - дефект развития, в основе которого лежит уменьшение массы мозга. О микроцефалии говорят при уменьшении окружности черепа на 2 и более сигмальных отклонения.
Этиология. Выделяют ми ...
Обучение чтению
Следует начать с программ, обучающих детей читать. «Азбука для детей»
Программа «Азбука для детей» предназначена для обучения детей дошкольного возраста
русскому алфавиту в игровой форме. «Азбука» ...
ChildLock
Если ребенок упорно пытается экспериментировать с компьютерными настройками,
можно установить дополнительно программу – ChildLock. Ее основное назначение – полностью
защитить любые системные настр ...